Основные аспекты теории привязанности

Основные аспекты теории привязанности Дж.Боулби: 

1. Привязанность – это эмоциональная нить, связывающая двух людей во времени и пространстве.

2. Привязанность у ребёнка формируется в первый год жизни. Именно поэтому это самый важный год в жизни человека, т.к. в дальнейшем все будет базироваться на том, какой тип привязанности сформировался у ребёнка со значимым взрослым.

3. Типы привязанности:
– надёжная – защитный фактор для ребёнка, способствующий его эмоциональному и физическому благополучию, устойчивому иммунитету и высокой толерантности к стрессу в будущем.

Факторы риска, вызывающие у ребёнка психологические и эмоциональные сложности/проблемы:
– избегающая;
– амбивалентная.

Начальная стадия патологии привязанности:
– дезорганизованная привязанность: наличие эмоциональных и психологических проблем.

– нарушенная: манифестирующая, раняя патология привязанности: наличие психических расстройств.

4. Эмоциональная привязанность не обусловлена кровным родством.

5. Для формирования привязанности важно: большое количество и качество времени, проведённое с младенцем. Важна чуткость и внимательность к потребностям малыша.

Взрослый, заботящийся о младенце, должен обладать достаточным уровнем чуткости:
– воспринимать сигналы младенца;
– правильно их интерпретировать;
– реагировать на них подобающим образом;
– реагировать незамедлительно.

В течение первого года жизни младенец формирует специфическую эмоциональную связь с определённым взрослым человеком. Этот человек служит для него надёжной эмоциональной «тихой гаванью».

Страх и расставание активируют систему привязанности.

Благодаря телесному контакту с человеком, к которому малыш испытывает привязанность, система привязанности снова уравновешивается.

Надёжная привязанность означает защиту против факторов риска в психическом развитии ребёнка.

Ненадёжная привязанность представляет опасность для психического развития ребёнка.

6. Если женщина, родив ребёнка, нанимает няню или отдаёт ребёнка на воспитание бабушкам, которые проводят большую часть времени с малышом, а сама выходит на работу или целый день занимается своими делами без ребёнка, то эмоциональная привязанность будет формироваться у младенца с няней или бабушкой , а не с мамой!!!

И этот период не восполнить. Импринтинг произойдёт для ребёнка на всю жизнь. И человек , который о нем заботиться в детстве , будет для него самым важным и любимым в жизни.

Примером того может послужить няня А.С.Пушкина – Арина Родионовна, которую он нежно любил и посвящал свои литературные произведения.

7. Эмоциональная привязанность формируется в обе стороны.

У малышей – attachment – эмоциональная ниточка, связывающая его со взрослыми.

У взрослых bonding – стремление заботиться о ребенке.

8. У ребенка может быть разный тип привязанности к разным взрослым людям. Но если с одним значимым взрослым нарушенная привязанность, то с другим надёжной привязанности не сформируется.

9. В течение первого года жизни для младенца критически ВАЖНО, чтобы был хотя бы ОДИН ПОСТОЯННЫЙ значимый взрослый.

Из этого следует отметить, что постоянная смена нянь (других заботящихся о нем людей) в младенчестве может иметь тяжёлые последствия для психики ребёнка!

10. Любые формы насилия (эмоциональное, физическое, сексуальное) пагубно влияют на психику ребёнка, но больше всего разрушает – сексуальное насилие/инцест со стороны близкого человека.

11. Важно соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Без фрустрации не будет развития. Если родители все и всегда угадывают и делают за ребёнка – это может неблагоприятно сказаться на его психо-эмоциональной сфере. Ребёнку важно иметь и поддержку от близкого человека и свободу для самостоятельности. Гиперопека также неблагоприятно сказывается, как и гипоопека. Важно напомнить о понятии Винникота «достаточно хорошая мать» (кто не знает, напишу об этом отдельный пост).

12. У младенца существует так называемый порог толерантности к стрессу. Если он находится в его пределах – то психика развивается благополучно, если выходит за эти пределы – это травмирует малыша.

Житейские Советы «поорет и перестанет» приводят к психологической травме. Ребёнок, когда закатывается от плача и не получает успокоения, на самом деле со временем перестаёт кричать из-за истощения нервной системы и проваливается в сон. Но ! это травматично для его психики и физического здоровья. Поскольку вырабатывается высокий уровень кортизола (гармона стресса) и потом долго не снижается. Т.о.нервная система подвергается атакам и находится в перевозбужденном состоянии , что приводит к хроническому стрессу и снижению иммунитета.

Кроме того такая ситуация тормозит развитие ребёнка, поскольку большая часть энергии уходит на борьбу со стрессом.

13. Если младенец часто оставался без эмоциональной поддержки со стороны взрослого, был вынужден успокаиваться самостоятельно, то со временем он научается все меньше и меньше сигнализировать миру о своём дискомфорте. Внешне такой ребёнок становиться очень «удобным», однако внутренне он непрерывно находиться с высоким уровнем кортизола в организме, и разрушает себя изнутри. Часто такие малыши болеют, испытывают «колики», беспокойно спят, страдают расстройством пищеварительной системы.

Каждый родитель делает сам для себя выбор: сделать ребёнка «удобным» для себя и социума, но с хронически высоким уровнем кортизола в крови, либо позволить ребёнку быть неудобным, т.е. «живым» и свободным в своих эмоциональных и физических проявлениях.

Важно отметить тот факт, что «удобные» дети не научаются справляться с трудностями, стрессом, своими аффектами.

У ребёнка формируется высокий уровень толерантности к стрессу и умение концентрировать свои аффекты через утешение, успокоением и принятие его таким , какой он есть со стороны взрослых. Из этого можно сделать вывод, что дисциплина не работает ! А напротив ранит ребёнка и мешает благоприятному развитию психики.

Важно принятие родителей, их чуткость, соблюдение здоровых границ. А не слепое следование жестким правилам ради достижения идеи в воспитании ребёнка.

14. Родитель, у которого была ненадёжная привязанность со своими родителями, будет испытывать сложности в установлении надёжной привязанности со своими детьми.
Травмированная женщина/мужчина нуждается в проработке своих травм, прохождении личной терапии , чтобы открыться на встречу потребностям своего ребёнка и не раздражаться на его плач/капризы.

15. Стресс в жизни родителей: сложные социальные и бытовые условия, конфликтные отношения между супругами, психические расстройства у одного из родителей или у обоих – также являются препятствием к установлению надежной привязанности к своему ребёнку.

16. Матери и отцу важно самим уметь заботиться о себе, получать поддержку от других, быть в ресурсе, чтобы формировать надёжную привязанность с ребёнком.

 

Добавить комментарий