Подростковые группы

Автор: Витебская Ольга Александровна, психолог первой категории.

Здравствуйте, я хочу вам рассказать для чего я собираю подростковые группы и чем так ценно это пространство, которое я организую для ребят.
Одни из основных задач групповой работы для меня — это:

  • Поддержка и формирование навыков социального взаимодействия у подростков.
  • Формирование безопасного пространства , в котором ребята смогут обсудить волнующие их вопросы, смогут получить поддержку и обратную связь от участников и увидеть альтернативные пути решения сложных ситуаций и узнать, как справляются со своими проблемами другие ребята.
  • Это пространство, в котором каждый может получить необходимые для себя ресурсы, а так же новый опыт построения контакта.
подростковые группы
подростковые группы: на занятиях мы решаем много задач, которые помогут в дальнейшей жизни подростка

Итак, а теперь подробнее для чего вам формировать навыки общения и какие вопросы могут возникать:

Когда подросток попадает в среду сверстников и начинает выстраивать отношения привычными для себя способами, они могут не подходить или оказываться не эффективными. Во время групповых занятий появляется психологически безопасная возможность эти привычные способы исследовать. И если они, по каким-то причинам, не подходят, можно попробовать расширить арсенал, делать что-то по-другому. Научиться отстаивать свою позицию и справиться с страхами. В группе можно отработать новые навыки поведения и смело идти с ними в жизнь!

В группе подросток сам отвечает на поставленные себе же вопросы:
Кто я? Какой я? На что способен? Чему мне надо научиться? Чем могу и хочу поделиться? Чем я похож на других? В чём моя уникальность? Как преодолеть свою застенчивость? И много других вопросов…

Следующий важнейший блок БЕЗОПАСНОСТЬ, как же она простраивается?

  • На групповом занятии все участники находятся в равной ситуации, они не знакомы между собой, и вероятнее всего, больше нигде не встречаются. У каждого из них есть цель, с которой он пришел на группу. Это создает дополнительную безопасность и пространство для работы.
  • Мы опираемся на закономерности развития, свойственные любому сообществу. Обычно первая половина цикла, 6-7 занятий посвящены установлению отношений. Чтобы ребята могли комфортно для себя чем-то делиться, обсуждать то что их волнует, им нужно для начала поработать над тем, чтобы чувствовать себя комфортно в группе. То есть вместе с другими участниками прожить стадии развития сообщества, чтобы группа стала группой.
  • Внутри каждой из этих стадий есть своя специфика взаимодействия. Например: Самая первая стадия, знакомства, когда участники только приглядываются друг к другу и презентуют себя. Наряду с этим у них возникают разные переживания и они по-разному действуют. У нас есть возможность не только рассмотреть и исследовать переживания, но и попробовать чему-то научиться друг у друга. Все это происходит в форме упражнений, игр и последующих обсуждений.
формируем навыки общения
Подростковая группа помогает в формировании навыков общения

Есть так же определенные правила поведения в группе (без правил никуда), нельзя критиковать друг друга, оскорблять, своё мнение участники группы высказывают в форме «Я» сообщений. А так же каждый участник группы обязан соблюдать правила конфиденциальности и не разглашать истории участников. Это означает, что о твоих идеях, чувствах, ценностях мы без твоего разрешения не можем рассказывать никому вне группы, в том числе родителям.

  • Во время занятия организовываются перерывы, это время которое участники взаимодействуют между собой в свободном формате. Они играют, пьют чай, разговаривают между собой. Мне кажется это очень ценной возможностью, которая так же способствует формированию их отношений. На каком-то этапе ведущий во время этого свободного времени просто уходят в сторону, так как участники сосредоточены на взаимодействии друг с другом.
  • Также программа имеет свои различия в соответствии с возрастом участников. Но во всех группах мы много играем, рисуем и обсуждаем.
    Те ситуации, которые происходят на группе, полностью отражают те ситуации, которые происходят в жизни. Безопасность и гибкость программы занятий направлены на то, чтобы обеспечить успешное присвоение полученного опыта участниками для дальнейшего использования его в жизни.

Почему иногда мне сложно однозначно ответить на ваши вопросы про программу и названия тем, которые будут разбираться на занятиях, почему программа может меняться?

Каждая группа имеет свой темп и ритм развития, иногда весь цикл может быть посвящен установлению отношений. В первую очередь в построении каждого занятия я иду от потребностей группы, от вопросов актуальных для данной группы.
С каждой новой встречей отношения в группе развиваются, собственно, так же как это происходит в обычной жизни. Только это происходит в более сжатом и структурированном формате, как уже говорилось выше. В соответствии с тем, как группа развивается, происходит подбор упражнений. Мы готовим следующее занятие на основании предыдущего. Например, сначала в группе была актуальна тема знакомства и смущения, а на 3-4 встрече возникла тема конкуренции и поиска ролей в группе, и в соответствии с этим мы подбираем упражнения, которые способствуют тому, чтобы тема была в группе прожита и обсуждена.
Когда в группе сформировалась безопасность, установились отношения между участниками, мы можем переходить к обсуждению каких-то личных запросов с которыми обратились участники и ориентироваться на них.

обращение к подросткам и родителям
Обращение к подросткам и их родителям

Обращение к подросткам

Привет! Меня зовут Ольга, я психолог. Я человек активный, жизнерадостный, целеустремленный и интересующийся жизнью. Я предлагаю тебе, дорогой подросток, интересный и необычный способ разобраться в том, что происходит с тобой и твоей жизнью. Тебе интересно поискать ответы на вопросы о том, какой ты, что ты можешь, чем стоит тебе заниматься, с кем и как общаться? Тогда, мне кажется, ты можешь извлечь пользу из психологической группы, которую мы начинаем.

Если же ты весьма застенчив, и весь закопался в своих комплексах, страхах и отчаянии , то я предлагаю вариант индивидуальной встречи.

Я собираю группу из 10 человек, возможны разные варианты групп зависят они от возраста: набор идет в старшую группу (15-17 лет), среднюю группу (13-14 лет) и младшую группу (11-12 лет). По опыту прошлых групп я знаю, что благодаря этим встречам участники научаются лучше понимать себя, людей, быть смелее, справляться с непохожестью или непониманием и выбирать удобный им стиль отношений. Группа – это возможность сделать паузу и получше разглядеть себя – свои возможности и ограничения, свои страхи и желания, почувствовать «твердую почву» под ногами. Это возможность на время отказаться от масок и от необходимости соответствовать чьим-то (в том числе своим собственным) ожиданиям. Не всегда это просто, но точно не скучно, а часто даже увлекательно!

Перед группой проводится встреча-знакомство с каждым участником. На ней ты сможешь рассказать о своих задачах и сомнениях и окончательно определиться, подходит тебе группа или нет.

Если у тебя есть вопросы, ты можешь задать их по телефону 8920-911-89-78

Какой именно вклад родители вносят в групповую терапевтическую работу?

  1. Возможность обеспечивать регулярное присутствие подростка на группе — это огромный вклад. Младшим нужно помогать добираться до места, старших поддерживать и мотивировать.
  2. Как описано в нашей методике, посещение группы не всегда является простой задачей. Иногда групповые занятия бывают очень увлекательными и у участников есть желание ходить дальше. Но иногда, обычно это происходит ближе к середине программы (5-6 встреча) на группе может возникать напряжение, которое описывается как скука или отсутствие интереса. Как подсказывает опыт, часто это связано с какой-то нерешенной трудностью, возникающим недовольством и невозможностью его проговорить. И еще опыт нам подсказывает, что именно в такие моменты и наступают изменения, точнее, если удается преодолеть возникающие сложности. И как раз тут помощь и поддержка родителей очень важна. Важно мотивировать подростка не бросать группу, если же это оказывается невозможным, то поддержать его в том, чтобы он поговорил с ведущими о своих трудностях и пришел еще раз на занятие попрощаться с остальными участниками. Обычно мы договариваемся об этом во время собеседования.
  3. Мы в свою очередь стараемся информировать родителя о происходящем на занятиях, не нарушая конфиденциальности. Рассказываем в общих чертах о том, что происходит на группе. Конфиденциальность является одним из факторов, которые обеспечивают безопасность для участников.
  4. В конце группы мы даем родителям обратную связь, на отдельной встрече, на которой присутствуют и родитель и подросток (участник группы). К концу занятия мы можем сформулировать (вместе с подростком) его особенности взаимодействия со сверстниками. Выделить сильные стороны, на которые можно опираться и выделить те стороны, которые нужно наоборот поддержать. Также мы формулируем рекомендации для дальнейших действий, если это необходимо: например, мы можем рекомендовать определенные способы взаимодействия с ребенком, или подходящий ему вид деятельности, или помогаем составить план дальнейшей работы.
  5. Изменения в результате групповой работы обычно заметны, их можно наблюдать в течение последующих после группы месяцев. Хотим обратить внимание, что изменения возникают только при систематическом посещении группы, что обеспечивает включённость ребенка. Безусловно, в этом есть заслуга и поддержка родителей.

Запись по телефону (с 9.00 до 20.00)

Елена Вячеславовна
+7 915 777 6695

Алена Евгеньевна
+7 920 625 0183

Мы в соцсетях

Наше все